Что думали о моде в годы войны? Думали ли??

Мы обсуждаем современную моду, тенденции и тренды, известные бренды, но не задумываемся над тем, каково было женщинам во время самых страшных событий прошлого — во время Великой Отечественной войны!

С началом войны в СССР закрылись магазины и ателье. И даже в Европе столица моды - Париж - был оккупирован немцами и дома моды были закрыты.

В войну женщины стали одеваться так, чтобы быть незаметными. В одежде важна была функциональность, тепло, удобство, прочность и немаркость. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги. А если нужно было платье, в ход шли тюли и льняные скатерти.

В России девушки и женщины вообще не думали о моде и внешнем виде. Нужно было выполнять тяжёлую мужскую работу, рыть окопы, заниматься сельским хозяйством.

Силуэт женского костюма в годы войны стал военизированным (именно тогда появились подкладные плечи, которые отошли в 1947 с новым веянием моды от Dior).

В повседневные образы пришла маскулинность, унисекс, военные детали, шляпки сменились пилотками, шалью и зачастую непокрытой головой. Волосы заплетенные в тугие косы были выходом для девушек, женщин и детей.

 

IMG_6434.jpeg

 

Платья и даже бельё шили из парашютного шёлка упавших парашютов, из тюля и украшали сами бахромой из выдернутых из разных тканей ниток, шерстью, искусственными цветами и тем на что хватало творчества.

Особенно ценилось умение шить и вязать. Вязаные кружевные воротнички, накрахмаленные были символом женственности!

Тогда уже носили сильно расклешенные вещи, рукав -фонарик, символы европейской женской моды 1940-х гг., что было подражанием тирольско-баварскому костюму.

 

IMG_6438.jpeg

Альтернативой чулкам, которых "днём с огнём" не найти стали белые носочки. Платье с подкладными плечами, белые носочки и босоножки – типичный женский образ тех лет.

IMG_6435.jpeg

 

Тогда же была в ходу обувь на платформе (течение древнего Египта, кстати). Платформа конечно была самодельная, из липы, с набитыми хлястиками из обрезков ткани и кожи (в основном кожа шла на нужды войны). Даже в Италии не хватало кожи и тогда появились пробковые каблуки на туфлях от Феррагамо, которые так любила подруга Адольфа Гитлера Ева Браун.

А русские женщины, если удавалось достать хромовые офицерские сапоги, из голенищ выкраивали туфли и босоножки. Каждый кусочек кожи и ткани был в ходу.

Женщины научились быть бережливыми и творческими, становились каждая для себя дизайнером. В некоторых странах, особенно сильно пострадавших во время войны, пальто шили из шерстяных или даже хлопчатобумажных одеял.

Военная мода в СССР разделялась на две категории – мода оккупированной зоны и мода тыла.

В оккупации носили то, что могли достать и о моде не думали. Стало принято носить единственное имеющееся платье «и в пир, и в мир, и в добры люди», добавляя то, что было из аксессуаров. Летние платьях украшали короткие рукава-«крылышки» для экономии ткани.

В невероятном дефиците были чулки и колготки и это спровоцировало то, что женщины стали носить брюки и комбинезоны, юбки шить длины макси или миди.  Бывать в обществе голоногой не позволялось и дамы рисовали карандашом стрелочки прямо на ногах.

Кстати, первой женщиной в СССР, вышедшей в брюках на эстраду, была Клавдия Ивановна Шульженко.

Броши, клипсы, красная помада и сеточки на шляпках, а также меховые муфточки помогали и в это непростое время прекрасному полу оставаться модными и женственными.

К сожалению, белый цвет почти исчез из обихода, но зато чёрный и желтый активно использовались в одежде.

IMG_6437.jpeg

 

Начиная с 1942 г. Красный крест Америки, помогая СССР, стал присылать вещевые посылки с американской одеждой. (Это и новые фасоны и неизвестные ткани).
Модный журнал «Модели сезона» выходил черно-белым, в карманом формате  с фото из американских и немецких журналов. В 1944-м году в СССР открылся и стал издавать свой журнал Всесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту.

Русская девушка времён войны - это гимнастёрки, короткие юбочки со встречными складочками, затянутые военным ремнём, платок на голове или шапка-ушанка, грубые сапоги, по-девичьи заплетенные волосы в косички и желание победить.

В отличии от укороченные повседневных юбок, у вечернего платья или юбки была длина в пол. Они обтягивали бедра и расширялись внизу, силуэт «рыбка» был самым изысканным в то время. Появилась мода на узкие кружевные рукава и оголенные плечи. Нарядные платья шили из шёлка упавших парашютов, если его удавалось раздобыть, так как весь шёлк шёл на военные нужды и купить его гражданским было нельзя.

Зато дефицита на шляпы не было, головные уборы были самые разнообразные и популярные, так как мытьё головы, стрижки были роскошью.

IMG_6428.png

 

После войны наши молодые бабушки доставали из шкафов всё, что у них осталось (если что-то осталось), перешивали, комбинировали, вышивали.

Когда наши деды и прадеды вернулись на подину, они везли с собой все для своих жён, детей, матерей! В СССР хлынул поток всего нового и неизвестного, появилась трофейная мода. И именно тогда  пеньюары и ночные сорочки принимались за вечерние туалеты и были востребованы  в этом качестве из-за роскошных тканей и декора. Дамы приходили в них в публичные места. Трофейные красавицы щеголяли в мехах, украшениях и трофейных часиках.

 

IMG_6429.jpeg

 

Послевоенная эпоха Великой дружбы СССР и Китая, продлившаяся до конца 1950-х гг, была богатой на открытия советских женщин в мире моды.

В СССР хлынул поток китайского ширпотреба - ярких и цветных доступных по цене вещей, которые поразили воображение советских людей и надолго вошли в быт и потребление.

В Европе в 1947 году Кристиан Диор представил публике коллекцию, которую  окрестили «New Look» — романтический, женственный и мягкий образ, с обилием длинных пышных юбок, драпировок, рюшей, клиновидных вставок, кружев и вышивки. Корсеты и широчайшие юбки клёш, на которые уходило от 16 до 100 метров ткани были поистине роскошными!

 

IMG_6445.jpeg

В конце войны хрупкость и изящество перебороли все изменения, в моду вошла тонкая талия и широкие плечи. Ремешки на талии, подплечники и короткие платья стали символом сексуальности и борьбы за пришедших с войны мужчин.

Все платья и юбки стали заметно короче, чем до войны. Длина - до середины колена или чуть ниже - самая актуальная. Предпочтение отдавали тканям с мелким рисунком - ее легче подогнать на стыках при пошиве.

IMG_6446.jpeg

Из мужских пиджаков и пальто кроили женские жакеты, популярностью пользовались фасоны с кокетками, вставками, клиньями, которые выкраивались из старой одежды. Не было фурнитуры и пуговиц и то что было обтягивали тканью и это в ходу до сих пор.

Всегда оставляли кусочек ткани от платья, чтобы сделать платочек или украсить шляпку для целого образа. Сейчас эта тенденция используется дизайнерами, вспомните отделку сумок или туфлей в том же исполнении, что и платье?))

Мода, как показала история, зависима от политики и имеет непосредственное к ней отношение. Не зря слова известного французского писателя Анатоля Франса? «- Покажите мне одежду определённой страны и я расскажу вам ее историю» актуальны до сих пор.

IMG_6447.jpeg